портфолио >>> журналистика
Портфолио. ЖУРНАЛИСТИКА
ИМЕННО ТАК – И О ТАКОМ,
или О силе Большого пендаля
Векторы, перепутья.
Ступеньки лестниц, которые то ли вверх, то ли вниз.
Газеты, журналы, сайты, книги.
Творчество и ремесло...
Вспоминая, рискуем увязнуть в болоте вечной скуки.
Но это если по порядку, занудно, по-канцелярски. Перед вышними сферами держа ответ за каждую минуту и каждое слово, которое не воробей.
Тогда пусть времена перепутаются!
Начну с конца, с крайних (!) 2021–2022.
сценка 1, из недавнего
Почтовая лошадь просвещения
Газета МГОК «Сильная Россия»,
23 статьи + разного бессчетно
Пушкин именовал так переводчиков.
И конечно, Наше Всё из XIX столетия не ошибался.
Но время всегда корректирует.
Так что обнаглею и почтовой лошадью просвещения назову себя.
Ибо с марта 2021 по август 2022 в ГБПОУ МГОК – Московском государственном образовательном комплексе – именно просвещением и занимался.
Как пишущий редактор и журналист PR-отдела этого грандиозного учебного заведения писал много и обо всём:
• правильные статьи для газеты «Сильная Россия»;
• задорные посты для соцсетей;
• нескучные сценарии праздников и мероприятий;
• и еще всякого-разного бессчетно;
• включая нечто для несостоявшегося канала МГОК на «Яндекс.Дзен»;
• плюсуя сюда же и разработку для МГОК электронной газеты «Идеи РОСТА» (идея, название, рубрикация, макет).
Писал так, чтобы юных школьников и студиозусов цепляло.
Но если вернуться к лошадям…
Да, у PR-коняшек шоры на глазах.
А без шор – как?!
Да и не шоры это – а изумрудные очки. Через какие только и получается увидеть волшебный город в нужном цвете.
сценка 2, из давнего
Как всё начиналось
Ну не виноватый я!
Вот не собирался писать для газет и журналов. Журналистику никогда и в мыслях не держал.
А разве в детстве времён лично дорогого Леонида Ильича кто-то подобное планировал?!
Кстати, как там у древних, с их древнегреческим и латынью?
«Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит».
И еще:«Плох солдат, который идет за полководцем со стоном».
Ну, я в прошлом точно хорошим солдатом был. Ибо с погонами Советской армии на плечах без стонов творил стенгазеты, боевые листки и всё прочее из армейской наглядной агитации. Как художник и как чудак, к плетению словес склонный.
А когда осенью 1984-го вернулся на гражданку, то пожелал перейти в творческое сословие. Главным было, чтобы вольный ветер веял и чтобы на работу к 9:00 не спешить, язык на плечо вывалив.
Отучился в художественном училище на художника-витражиста, и вроде всё к задуманному двигалось, но в конце 80-х многое в СССР пошло не по планам. Меня вот прибило к еженедельнику «Знамя строителя» при Главмосстрое – журналистом-внештатником и иллюстратором.
Газета выходила тиражом 5000 экз., и в 1987–1989 годах у меня там валом катились репортажи о новостройках и «сегодня у нас на доске лучших». Причем первым вышел суперматериалец объемом на полосу с четвертью, признанный лучшим репортажем месяца. Увы, ничегошеньки глобального или гениального там не было, так что не предмет для хвастовства. Но писал нечто и для души – вроде истории Сухаревой башни и церкви Зачатия Анны возле гостиницы «Россия». Плюс еще и картинки рисовал: иллюстрации к собственным статьям да поздравлялки к дням строителя и новогодьям с первомаями.
А одно воспоминание особо греет. В 1989-м мне удалось продвинуть в «Знамени строителя» публикацию рассказа Роберта Говарда «Голуби ада». Да-да, эпичный рассказище американского мастера мистических ужасов я оттранслировал читателям не какой-то снулой многотиражки, а печатного органа Главмосстроя, главного жилзастройщика Москвы! Это произведение под моей редакцией печатали целый месяц, растянув на четыре номера. Причем каждый номер я сам и иллюстрировал, готичненько (тушь, перо). И «Знамя» вмиг обрело феерическую популярность. На газету обрушился шквал писем – московские строители вошли во вкус и желали Говарда еще и снова!
сценка 3, из продолжения
Промеж Сциллы и Харибды
Главреду «Знамени строителя» за моих и Говарда вампиров дали по шапке, невзирая на горбачевскую Перестройку.
И я с избитой газетной колеи свернул на тернистую тропу частного книгоиздания, тогда только рождавшегося.
Свернул, но сперва, как промеж Сциллы с Харибдой, завис между разной дикости полиграфическими вариантами. Вспоминаю газетку «НЕЧТО» от райкома комсомола: там я для пилотного номера шапку с летающей тарелочкой сваял и много чего написал, включая сенсационный репортаж «Девочка-вампир выпила всю кровь у своего отца». Жаль это чудо чудное, света оно так и не увидело...
А в итоге – да, выбрал новое, целиком свое. И восемь лет с величайшим кайфом издавал хорошие книжки в издательстве «Аргус». Руководил своей редакцией «Хронос», разрабатывал книжные серии, редактировал, работал с переводчиками и авторами, писал предисловия и аннотации, делал рекламу (от постеров до буклетов), даже издательские договоры составлял. Издал 18 фантастических книг – от Роджера Желязны до Сергея Лукьяненко – общим тиражом под 700 000, в том числе и в издательстве «Эксмо».
К журналистике это прямого отношения не имело – но такой опыт бесценен.
Пусть кризис 1998-го всё и прихлопнул.
сценка 4, из навсегдашнего
Большой пендаль
А потом суп с котом и пирожки с котятами, как моя бабушка говаривала. Ну то есть много всякого, очень разного:
• литред в журнале интеллектуальной эссеистики «Пушкин» (главред Глеб Павловский);
• корректор-редактор в знаменитых «Ведомостях» (совместное издание с «The Wall Street Journal» и «Financial Times»);
• ну и прочее вроде этого в массе изданий – от делового «Русского фокуса» и спортивного «PROспорта» до «Художника» при Союзе художников РФ.
Только читать и править чужое – прискучило.
Потому и случилось… Ну а раз говорить правду легко и приятно, то вот чистейшая правда: в журналистику меня втолкнула жена – любящей железной рукой. И если совсем уж по чесноку, то даже не втолкнула, нет. А отвесила мне, природному лентяю и прокрастинатору, Большой пендаль.
Подробности опущу, но в марте 2007-го в журнале «Мир строительства» (где жена творила дизайн и верстку) вышли первые мои четыре статьи: о суде над электричеством, египетских пирамидах, художественной ковке металла и газонокосилках.
Лиха беда начало, сюжет развился:
• «Мир строительства» опубликовал 69 моих статей,
• «Аграрный эксперт» – 14 статей,
• «Энергетика сегодня» – 11 статей (8+3),
• «STMEGI.com за месяц» – 52 статьи,
• «Сильная Россия» – 23 статьи.
Это бумажные издания.
А еще на сайтах Рунета посеяно-рассеяно...
Диапазон тем – от Великой депрессии в США до голода в Российской империи, асфальта и свинца, от электрического стула до Беломорско-Балтийского канала, от истории Израиля и старейших московских вокзалов до атомного двигателя в фантастике. Ей-же-ей, нескучно получалось!
И кстати, подбор иллюстраций – всегда мой.
сценка 5
История с географией
Среди опубликованного – не без легких почеркушек и всяких-разных обязаловок вроде заказных интервью.
Ну так не на облаке живем!
А реально интересным было всё, чего коснулась Клио, муза истории.
Меня – всегда и неудержимо – влекло прошлое «вещного» мира: исчезающего или вовсе уже исчезнувшего мира вещей, техники и архитектуры. Всего, что окружало предков. И без разницы, наших предков или не наших.
Потому что гармония мысли и творчества – не только в великих картинах и скульптурах, музыке и литературе.
Но… леденящие ветры перемен сдули с ладони Вечности первые аэропланы и паровозы, небоскребы и мосты, плотины и электростанции. Красота старой техники и вещей незаметно покинула нас, откатилась в невозвратное прошлое – задержавшись на пожелтевших фотографиях, почтовых марках, старых кинолентах.
А мы без соприкосновения с этими артефактами утрачиваем частицу человечности.
Так что во всём моем, где явлено прошлое, – там не сухой научный холод.
Но и не вольный трёп.
Скорее литературная история предмета.
И да, не без сентиментальности!
сценка 6
Разноцветье калейдоскопа
Так и пишу – ОБО ВСЁМ.
ОБ ИНТЕРЕСНОМ: народном образовании, энергетике, сельхозе, строительстве.
Да о чем угодно.
История не более чем частный случай.
Ибо стеклышки в калейдоскопе всегда складываются в новый цветной узор.
Темы просятся на дисплей монитора, а без них – только путь вниз.
На этом пути можно отдыхать, бездумно следуя колеёй…
…но Хронос, как толпа лангольеров от Стивена Кинга, наступает на пятки, обращая мир в пожухлую скуку.
Так что остается толкать самого себя – вперед и вверх.
Сигара и уютный диван прокрастинации подождут.